Учет лизинга в 1С 8.3: пошаговая инструкция

Под лизингом подразумевается одна из форм кредитования. Это аренда основных фондов на длительный срок с приобретением в будущем. Организация получает возможность арендовать транспортные средства, производственное оборудование, сооружения и другие объекты недвижимости с последующим выкупом. Учет лизинга в 1С 8.3 происходит поэтапно. Ниже описаны пошаговые действия этой процедуры.

Договор лизинга – соглашение, в котором лизингодатель обязуется приобрести и передать имущество лизингополучателю во временное владение и использование. Покупаемое по лизинговому договору имущество может учитываться двумя способами:

  • на балансе лизингополучателя;
  • на балансе лизингодателя.

В договоре лизинга обозначают, у кого на балансе отражается имущество. Если в соглашении указано «на балансе лизингодателя», то покупаемое имущество фиксируют на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В ситуации, когда в договоре указан способ «на балансе лизингополучателя», то применяют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Чтобы выполнить в программе 1С 8.3 учет лизинга на балансе лизингополучателя, следует придерживаться описанной ниже инструкции.

Как покупать в лизинг и поставить на учет?

В программе 1С 8.3 можно выполнить учет лизинговых операций на балансе лизингополучателя. Для этого в «ОС и НМА-Поступление ОС» необходимо отыскать «Поступление в лизинг». Но перед стартом работы важно удостовериться, что функциональные возможности по лизингу активированы в информационной базе. Чтобы это сделать, войдите в «Главное меню», откройте «Настройки–Функциональность», а после перейдите во вкладку «ОС и НМА». Рядом с «Лизинг» должна стоять галочка.

Учет лизинга в 1С

В документе смотрите на счет учета – 76.07.1. В таблице отобразите данные о приобретаемом оборудовании. Введите счет учета 08.04.1* – «Приобретение компонентов ОС».

Учет лизинга в 1С

После нужно провести его и сверить бухгалтерские проводки.

Следующий этап – в меню раздела откройте «Принятие к учету ОС». Для этого нужно создать новый документ и ввести требуемые реквизиты в верхние поля формы:

  • вид операции;
  • номер/дата – введите дату, а номер подставится автоматически;
  • МОЛ – определите и обозначьте материально ответственное лицо;
  • местонахождение – в этом поле отразите, где оборудование будет использоваться;
  • событие ОС – исходя из задачи укажите, что будет поставлено на учет и эксплуатироваться.

После можно переходить к заполнению нижних вкладок. Первая вкладка – «Внеоборотный актив». Здесь нужно отобразить следующую информацию:

  • «Способ поступления» – укажите «По договору лизинга»;
  • «Контрагент» – наименование лизингодателя;
  • «Договор» – введите реквизиты договора лизинга;
  • «Оборудование» – предмет лизинговой операции;
  • «Склад» – где будет находиться имущество;
  • «Счет» – выбрать из перечня подходящий вариант.

Во вкладке «Основные средства» следует создать новое ОС в справочнике, кликнув на кнопку «+». Должна открыться форма для создания в справочнике ОС.

В появившейся форме заполните поля:

  • «Группа учета ОС» – выберите необходимое название из списка, к примеру «Транспортные средства»;
  • «Наименование» – укажите название ОС;
  • «Входит в группу» – ОС.

После заполнения нажмите «Записать и закрыть». Когда в справочнике появилось основное средство, можно продолжать заполнение, выбрав новое ОС. Инвентарный номер присваивается автоматически.

Далее откройте вкладку «Бухгалтерский учет» и заполните следующие поля:

  • «Счет учета» – 01.03 Арендованное имущество;
  • «Порядок учета» – выберите из перечня «Начисление амортизации»;
  • «Способ начисления амортизации» – выберите «Линейный»;
  • «Счет начисления амортизации» – укажите 02.03 «Амортизация арендованного имущества»;
  • В поле «Отображение расходов» обозначьте, по дебету какого бухучета будет отображаться износ;
  • В сроке полезного использования введите, сколько планируете амортизировать оборудование. Этот показатель указывается в месяцах.

На вкладке «Налоговый учет» введите в поля следующие данные:

  • В порядке включения стоимости в состав расходов укажите «Начисление амортизации».
  • В первоначальной стоимости введите сумму расходов (без учета НДС) лизингодателя на покупку имущества. Данные по этим расходам указаны в лизинговом договоре.
  • В способе отражения расходов поставьте «Амортизация».
  • В сроке напечатайте количество месяцев амортизации имущества.
Учет лизинга в 1С

На лизинговые услуги лизингодатель может каждый месяц выставлять счет-фактуру. Чтобы отражать эти услуги, зайдите в меню «Покупки» и найдите «Поступление (акты, накладные)», кликните по нему. В результате этих действий должно открыться окно для создания акта.

Выберите «Услуги лизинга» при создании поступления.

В открывшемся акте для отражения лизинговых услуг укажите:

  • номер и дату полученного от лизингодателя акта;
  • реквизиты лизингового договора;
  • названия организаций лизингополучателя и лизингодателя.

Поле «Номенклатура» предназначено для указания «Лизинговый платеж», «Сумма» – для обозначения суммы из акта лизингодателя (счета-фактуры). Укажите дату и номер счета-фактуры и кликните «Зарегистрироваться».

Учет лизинга в 1С

Обратите внимание, что 76.07.2 – счет для расчетов с контрагентом, а 60.02 – счет для расчета по авансам.

Учет лизинга в 1С

Когда данные введены, нажмите «Провести». Теперь в бухучете и налоговом учете находятся записи по расходам на услуги лизинга. Чтобы посмотреть проводки по расходам, нажмите ДтКт и проверьте получившиеся проводки.

В бухгалтерском учете платежи по лизингу принадлежат к дебету 76.07.1 Арендные обязательства, а не принадлежат к расходам. Стоимость поступившего в лизинг оборудования учитывается по кредиту этого счета. Счет 76.07.1 закроется после проведения всех платежей по лизинговому договору.

Амортизация в лизинге

Оборудование, купленное в лизинг, не является собственностью организации-лизингополучателя, однако его все равно необходимо ставить на учет и амортизировать. Амортизацию можно начислить автоматом, воспользовавшись помощником «Закрытие месяца». Она также начисляется в меню ОС и НМА документом «Амортизация и износ ОС».

Учет лизинга в 1С

В завершение следует отметить, что по лизинговым операциям есть разница между бухгалтерским и налоговым учетом. В последнем учете расходы по лизинговым операциям учитываются за минусом налоговой амортизации. Если в 1С 8.3 правильно составлена Учетная политика предприятия, то программа автоматически выполнит расчеты по амортизации и подсчитает расходы на лизинг, а дополнительно отобразит разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

https://www.1cbit.ru/blog/uchet-lizinga-v-1s-8-3-poshagovaya-instruktsiya/